- Человек большого света Петр Петрович ("Развязка Ревизора")
- Смотри также Творчество Гоголя
"Играющему П. П. нужно выговаривать свои слова особенно крупно, отчетливо. зернисто. Он должен скопировать того, которого он знал говорящего лучше всех по-русски". — "Слова произносить должен несколько погромче, чем в обыкновенном разговоре", "с некоторым заливом". — "Может сказать нехвастовски, был на всех первоклассных театрах Европы" — и "не видел лучших актеров, не встречал подобной игры", как у Щепкина. — Относительно "Ревизора" думает так: "Не вижу я в "Ревизоре", даже и в том виде, в каком он дан теперь, никакой существенной пользы для общества, чтобы можно было сказать, что эта пьеса нужна обществу". "Не вижу я никакой особенной цели этой комедии, обнаруженной ясно в самом сочинении". "Надобно, чтобы было ощутительно ясно, зачем предпринято такое-то сочинение, на что именно бьет оно, к чему клонится, что нового хочет доказать собой". — Аллегорический смысл ("Первый комический актер") в "Ревизоре" он отрицает. "Комедия пишется для всех. Из нее должны вывести нравоучение все. — Спрашиваю: зачем этого нравоучения никто не вывел, а только одни вы". — В разговоре П. П. постоянно повторяет имя-отчество собеседника: "Всякое сочинение должно иметь... свое собственное личное выражение, Николай Николаевич, иначе пропадет его оригинальность, Николай Николаевич".
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.